Советы инструктора по физической культуре

      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 86

 

Советы инструктора по физической культуре

 

 

 

ДВИЖЕНИЕ  ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

     Двигательная активность - источник здоровья детей.

     Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми, как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам.

       Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на  состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие  на организм  оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так,  при гиподинамии  (режиме малоподвижности) возникает ряд  негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия  (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка.

  Знаете ли вы: 

  • что ребенку надо больше двигаться в среду и четверг;
  • если с гиперактивным ребёнком работать над движениями, то хаотичность его движений уменьшается на 20%;
  • больше всего ребёнок нуждается в движении с 10 до 12 ч  и с 15-17ч. дня;
  • в весенне - летний период двигательная активность ребёнка возрастает;
  • лишение  ребёнка  движения может вызвать заикание и нервный срыв;
  • любая привычка вырабатывается в течение 21 дня (например, делать зарядку);

       Одной из главных задач взрослого, является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

 

            Плоскостопие это нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Другие авторы под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

 

  

 

Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц стопы и голени и формирование сводов стоп 

 

 

КОМПЛЕКС "УТЯТА" 1. "Утята шагают к реке"

 

И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

 

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

 

И.п. - то же

 

1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп 3-4 - и.п.

 

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

 

И.п. - то же. Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

 

4. "Утка крякает"

 

И.п. - то же 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны ("клюв открылся"), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п.

 

5. "Утята учатся плавать"

 

И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть 1 - согнутую правую стопу - вперед 2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.

 

 

 

Комплекс с гимнастической палкой

 

1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп. Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

 

2. И.п. - то же 1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку 3-6 - держать 7-8 - и.п.

 

3. И.п. - то же 1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол 3-4 - и.п.

 

4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец. Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

 

5. И.п. - то же. Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.

 

6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.

 

Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

 

 Примечание: Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

 

 

 

Формирование осанки дошкольника

(старший   дошкольный    возраст)

  В дошкольный    период формируются основы   физического и  психического здоровья    ребенка,   вырабатываются    определенные   черты    характера, приобретаются  жизненно   важные   умения    и   навыки. В   связи   с этим особая роль отводится   правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского   сада   и семьи.

Высок   процент   дошкольников с    нарушениями телосложения    и осанки. Главные   причины такого положения:  недостаточная   двигательная активность; переуплотненность   групп; несвоевременный   медицинский   осмотр   и нерегулярная   лечебно - профилактическая    работа;     нарушение   режима   питания и   отдыха;   слабая    организация закаливающих мероприятий   и   физкультурно-оздоровительной    работы.

Родители   должны    знать   признаки, характеризующие   правильную   осанку детей:  голова   и   туловище   держится   прямо, плечи   симметричны   и   слегка отведены   назад, живот   подтянут, грудная клетка развернута    и  выступает вперед,   в    поясничной   части есть небольшой   изгиб    вперед, йоги   прямые, пятки вместе, носки    симметрично развернуты   наружу.

Хорошим   средством формирования  правильной   осанки  и  профилактики    се нарушений являются гимнастические   упражнения   с    различными предметами. Можно   использовать резиновые и теннисные   мячи,   обручи,   палки, мешочки с песком    и   др. Упражнения     выполняются   из    различных   исходных   положений

стоя,   лежа  па    спине и   животе,   сидя  па полу,   на   стуле, скамейке, на    четвереньках. Учитываю быструю   утомляемость   дошкольников,     следует использовать   кратковременный   отдых,    упражнения  из   положения   сидя, лежа на спине.

Для   формирования правильной осанки и    профилактики   ее нарушений  в процессе занятий    физической культурой,   утренней гигиенической гимнастикой и   во время физкультминуток можно    использовать     следующие упражнения: прогибание   спины с обручем    или     мячом     в    руках, наклоны в    стороны   с обручем    за    спиной;  приседание   стоя  на носках с    гимнастической   палкой   в в   руках; поднимание   ног    вверх   лежа   на   спине;   ползание   на   четвереньках; ходьба   с   удерживанием   на голове груза с   сохранением  правильной осанки    и др.

При   подборе и   использовании    упражнений    необходимо учитывать уровень физического   развития, подготовленность    и   состояние здоровья     каждого ребенка   и   в соответствии с этим   продумывать объем  и   интенсивность нагрузки.

Уважаемые    родители!  Приобретите своим детям   мячи,   скакалки, обручи, чтобы   дети    знали   как   и   чем   себя   занять.     

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»